Ставка и первоначальный взнос по семейной ипотеке будут повышены, несмотря на заявление вице-премьера РФ Марата Хуснуллина о том, что параметры программы останутся неизменными. Такое заявление в своём Telegram-канале сделал эксперт по инвестициям, руководитель федеральной программы «Семейный капитал» Евгений Ткачев.
«Решение, к которому мы придём, возможно, уже этой осенью, — переход от фиксированной ставки к субсидированию фиксированных процентов. Например, разумным субсидированием выглядит 8%. То есть ставка по новой семейной ипотеке будет в таком случае 12% при ключевой ставке в 20%, и изменения будут зависеть именно от неё», — написал Евгений Ткачев.
Коммерческий директор Optima Development Дмитрий Голев в беседе с корреспондентом Циан.Журнала заявил, что плавающая ставка по семейной ипотеке невозможна, поскольку в этом случае важнейшая программа господдержки, от которой зависит демографическая политика в стране, почти не будет отличаться от субсидированных схем застройщиков.
«На мой взгляд, государству такой сценарий невыгоден, так как он, по сути, означает сужение социальных обязательств, а также наносит урон строительной отрасли, которая вместе с жилищно-коммунальным комплексом внесла почти 13% в ВВП страны в 2023 году. Однако среди представителей власти есть сторонники политики „затягивания поясов“. Сомневаюсь, что их позиция возобладает. Поэтому повышение ставки по семейной ипотеке не исключено, но не в два раза, а до 8−9% годовых», — прокомментировал Дмитрий Голев.
Генеральный директор компании Key Capital Ольга Гусева считает, что дальнейшее ужесточение условий семейной ипотеки может серьёзно ударить по продажам новостроек, а в перспективе и в целом по строительству.
«Минстрой будет продвигать её сохранение в текущей конфигурации в интересах строителей и покупателей жилья, но и соображения экономии со стороны финансового блока правительства могут возобладать. Полагаю, программу необходимо сохранить как минимум на предстоящую осень, потому что рынок уже вошёл в процесс перестройки из-за отмены льготной ипотеки и урезания других программ. Семейная ипотека должна остаться на ближайшее полугодие в качестве поддерживающего инструмента, чтобы избежать негативных последствий для отрасли», — сказала спикер.
Привязка каких-либо параметров семейной ипотеки к колебаниям ключевой ставки, по её мнению, точно не будет панацеей.
«Политика ЦБ изменчива, потенциальные заёмщики это видят, и высоко рискованные кредиты брать не будут. Попытки запустить льготные программы кредитования с нефиксированной ставкой были и в более стабильные времена, но они не были успешными», — добавила Ольга Гусева.
Гендиректор «ПИА Недвижимость» Максим Ельцов считает, что в ближайшее время будет происходить долгий и сложный поиск оптимального баланса между сохранением льготных ипотечных программ и разумной нагрузкой на бюджет.
«Одно дело, когда мы субсидируем разницу между льготной ставкой и ключевой в 12–14%, и совсем другое, когда она взлетает до 18%. У нас в этом случае каждый новый выданный кредит — это колоссальная нагрузка на бюджет. И её нельзя игнорировать. Но, с другой стороны, нельзя и полностью прекратить поддержку отрасли в этот момент. Этот поиск баланса будет продолжаться до тех пор, пока у нас высокие рыночные ставки и существует потребность в решении жилищного вопроса у населения», — предположил спикер.
Решить вопрос с доступностью жилья, по его словам, можно только стратегически и системно — снимая административные барьеры, упрощая согласовательные процедуры и всячески стимулируя объём предложения — «и только после этого можно начинать думать о стимулировании спроса».
«Но вопрос доступности жилья решится, только если граждане хорошо и достойно зарабатывают, в стране есть нормальная рыночная ипотека и постоянно растущий опережающими темпами объем предложения. Только при таком стечении обстоятельств мы достигнем повышения доступности жилья. Во всех остальных случаях мы будем решать локальные проблемы, что-то пересматривать. В целом макроэкономическая ситуация в стране меняется в разы быстрее срока реализации любого строительного проекта. И будет практически невозможно найти устойчивые долгосрочные решения без последующей корректировки», — заключил Максим Ельцов.